"Какое великое утешение -вера наша! Мы в бедах не унываем, и в скорбях благодушествуем." Святитель Афанасий (Сахаров)

Владыка Афанасий (Сахаров) занимает особенное место в числе святых Русской церкви XX века.



Святитель Афанасий - непримиримый борец с расколом «живоцерковников», благоговейный хранитель устава и традиций православного богослужения, составитель службы всем русским святым, добрый пастырь-мученик…

Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.
Молодой архиерей сразу же отказался от каких-либо компромиссов с богоборческой властью. За последующие 33 года он провел на свободе чуть больше 5 лет, в советских лагерях и тюрьмах – 21 год, в ссылках – еще свыше 6 лет. Таких, как епископ Афанасий, в Церкви было немало, но к середине 1950-х гг. остались в живых лишь единицы.
Когда выдающийся церковный историк М. Е. Губонин в 1958 г. посетил епископа Афанасия в Петушках, он увидел человека, подобного древним святым «эпохи догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи – ревнители чистоты православия, забытые всеми, через десятилетия – как выходцы с того света – представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушенным сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли всю свою тягостную изгнанническую жизнь». Так, эпоха жесточайших гонений при большевистской власти в России не уничтожила Церковь, а, напротив, выковала плеяду великанов духа, одним из которых был святитель Афанасий.



Большая часть его епископства, по составленным им самим «Датам и этапам моей жизни» (почти 30 из 42 лет) проходит в лагерях и ссылках, еще 10 лет, в том числе и 8 последних, он на свободе, но не на епархиальном служении, а в ссылке на 101-м километре в посёлке Петушки Владимирской области. После освобождения из последней ссылки владыка оказывается вынужден служить у себя дома, ибо ему отказано в праве совершать богослужение как епископу, а любое нарушение Устава для него было неприемлемо…

Одно из главных дел, которое владыка Афанасий не оставлял и во время ссылок, была работа над службой всем святым, в земле Российской просиявшим: собирая имена древних и новых, известных и местночтимых святых, он поддерживал молитвенное общение со всей церковью. Нельзя не упомянуть и об иконе всех святых, в Земле Русской просиявших, которую по благословению владыки Афанасия написала Мария Николаевна Соколова (впоследствии в монашестве Иулиания), духовная дочь о. Алексия Мечёва.

Когда Владыка Афанасий умирал, по рассказам его келейницы Нины Фиолетовой, к его одру явились Святые угодники земли русской, кому так усердно он составлял службу на протяжении всей своей жизни, и в их святом лике теперь он предстоит усердно молясь за Землю Русскую.

Скончался епископ Афанасий 28 октября 1962 г. и был похоронен на Старом кладбище Владимира.

Определением Архиерейского собора Русской православной церкви 13–16 августа 2000 г. епископ Афанасий Ковровский был причислен к лику святых в чине священноисповедника.

14 октября 2000 г. состоялось обретение его святых мощей. 29 октября они крестным ходом были перенесены в Богородице-рождественский монастырь города Владимира.
Память святителя Православная церковь совершает ежегодно в день его кончины – 15 (28) октября.

В Петушках, в домике где проживал Владыка, сейчас открыт дом-музей, где стоит маленький Престол, на котором служил Литургии святой Божий угодник, где хранятся его вещи.

  

По данной ссылке Вы можете ознакомиться с трудами Владыки Афанасия:
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/

"Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви"

Сегодня, в день памяти свт. Афанасия, епископа Ковровского, хочется привести
выдержки из его письма духовным чадам о не поминании Святейшего Патриарха.
Актуальны эти слова и сейчас, когда вместо молитвенной поддержи Первоиерарху, вместо послушания, терзается Церковь изнутри осуждением и раздором.

🖋Мне кажется, что Вы все еще не совсем решили вопрос о хождении в храмы. Я без всякого колебания решил этот вопрос для себя.

Я вспоминаю пример самого Христа Спасителя, Который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное преобразовательное богослужение. И однако, Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то, что самих священников Он грозно обличал. А Святые апостолы уже после того, как было окончательно установлено христианское богослужение, долгое время, по-видимому, до самого разрушения храма Иерусалимского в 70-м году по Р. X., продолжали ходить в храм, участвовали в отмененном уже ветхозаветном богослужении, склоняли свои головы, когда первосвященники или священники преподавали им благословением Именем Божиим.

Церковь Христова свята и непорочна. Но до Второго Пришествия только одна половина ее чад – члены Церкви Христовой, не могут грешить. Другая половина ее, – Церковь воинствующая на земле, ища спасения грешников, не изгоняет их из своей среды. В Церкви земной Божественная Благодать изливается на всех чад ее, хранящих общение с нею, через облагодатствованных в законно совершенном таинстве священства предстоятелей Церкви – священников и епископов. Каждый отдельный член Церкви земной вступает в действительное таинственное благодатное общение с нею и со Христом, – только через своего правомочного духовника, при условии, если последний находится в общении с первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми первоиерархами всех других православных автокефальных церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь. Кроме этой иерархической цепи нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковью Вселенской и со Христом. Даже великие пустынники, многие десятки лет проводившие в полном одиночестве, всегда мыслили себя держащимися этой благодатной иерархической цепи и при первой же возможности спешили принять Святые Тайны, освященные благодатным служителем Церкви. А в Церкви Христовой благодать изливается и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковью через священнослужителей. Священнослужители – не творцы благодати, они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных Божественная Благодать и помимо которых нельзя получить Божественной Благодати.

И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий – раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амовона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал.

Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – Собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными.

Посмотрите, например, историю константинопольских Патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на Патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали Патриаршую кафедру по году, по нескольку месяцев, по нескольку дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантству. Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры ж неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн для верующих! А жизнь христиан греков в то время была одним сплошным страданием. Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза с уплатой соответствующего взноса в казну вступавший на константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.

А каким соблазном для православных русских людей был петровский сподвижник, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович, бражник, развратник. Может быть, его соблазнительное поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Православной Церкви и получали благодать и освящение.

Много соблазнительного и в наши дни. Но несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от Патриарха Алексия.

Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность с любовью, со скорбью, может быть, и с гневом, но без греха (гневаясь – не согрешайте). А злоба – величайший грех, непростительный грех, – «хула на Духа Святаго», Духа любви, Духа благостыни.

Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас, ни миряне, ни священники, ни епископы, не можем быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!

Иного первоиерарха, кроме Патриарха Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали таковым все Восточные Патриархи. Его признали все русские иерархи. Не дерзаю уклоняться от него и я.

Может быть, иное в деятельности Патриарха Алексия соблазняет, смущает, заставляет ревнителей насторожиться. Но все это не лишает его, ни подведомственное ему духовенство благодати. Ереси, отцами осужденной, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют, а по канонам церковным это единственный случай, когда должно прервать общение даже и с Патриархом, не дожидаясь суда церковного. Никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден. И я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительные. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня.

Все то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревностных ревнителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за все даст ответ Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, как нам кажется, – только из-за этого лишать себя благодати святых таинств – страшно.

Не отделяться, а будем усердно молить Господа о том, чтобы он умудрил и помог Патриарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право править слово истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не умножать.

Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал ее и Честною Твоею Кровию.

Призываю на Вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе.

Богомолец Ваш е[пископ] АФАНАСИЙ 9 /22 мая 1955 г🖋


С текстом без сокращений можно ознакомиться по ссылке:

https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/pismo-ne-..

2024 Женский Монастырь иконы Божией Матери Умиление

^ Наверх